В нашем детском саду прошел мастер-класс для родителей на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры
через игру.
Задачи:
– передача педагогического опыта проведения русских народных игр семьям воспитанников;
– сплочение семьи и поддержание народных традиций;
– знакомство участников с русским народным фольклором;
– творческое общение участников мастер-класса.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, фольклорные игры делятся на следующие категории:
- игры интеллектуальные;
- игры с пением и танцами (хороводные);
- игры подвижные;
- игры – состязания (спортивные).
Сегодня мы проиграли игры такие как: «Ручеек», «Барашеньки – крутороженьки», «Вью я капусточку», «Золотые ворота».
Ход игры «Вью вью вью я капусточку»
Игра состоит из слияния двух игр: «Барашеньки – крутороженьки» и «Вью, вью, вью я капусточку».
Барашеньки – крутороженьки.
Дети стоят в кругу, водящий (Ваня) в центре двигается противоходом внутри круга.
Барашеньки- – дети идут по кругу, шаг на
Крутороженьки – каждую четверть,
По полям ходили, – двигаются дробным шагом,
По лесам бродили,
В скрипочку играли, – поворачиваются лицом в круг,
– имитируют игру на скрипке,
Ваню потешали, – кланяются Ване,
Ваня, Ваня – простота – идут хороводным шагом к центру,
Купил лошадь без хвоста – отходят на зад,
Сел задом наперёд – три пружинки и прыжком
поворот спиной в круг,
И поехал в огород, – четыре хлопка – тарелочки,
В огороде пусто, – разводят руками,
Выросла капуста. – берутся за руки.
Ваня подходит к одному из игроков, стоящих в кругу, берёт за руку и начинает «завивать» капустку.
Вью, вью, вью я капусточку.
Вью, вью, вью я капусточку.
Вью, вью, вью я капусточку,
Да вью, вью, вью я капусточку. Под пение первого куплета
дети «завивают капусту»:
Завивайся, вилой кочешок, взявшись за руки заворачивая спираль внутрь круга
Завивайся, вилой кочешок. пока не образуется плотное кольцо или несколько колец.
Затем под пение второго куплета спираль раскручивается в обратном направлении
Развивайся, капусточка,
Да развивайся, капусточка.
Развивайся, вилой кочешок.
Развивайся, вилой кочешок.
1 вариант: Ваня из центра раскручивает спираль до полного разворота.
2 вариант: все дети разворачиваются в обратную сторону. Ребёнок, стоящий последним, становится ведущим и разворачивает спираль.
Заключение: Дети получили огромное удовольствие от проигрывания русских народных игр.